История Крыма

Тот кто не помнит прошлого…

комментариев 8 to “История Крыма”

  1. Гелани Says:

    Прежде чем писать об истории, хотел бы написать о воспитании нравственности и ментальности нашего народа. Но открылась только тема об истории, но я так думаю если понравится моя писанина хозяева сайта перенесут в нужную тему. Если не понравится можете удалить. Но хотел бы обратить внимание на эту проблему, так как сегодня многие представители нашего народа стремятся к светской жизни не понимая что делают шаг назад.
    Назовем всю мою писанину «ВОСПИТАНИЕ ДУХА».

  2. Гелани Says:

    Всякий раз, когда мне попадается на глаза фраза писал Гумилев, писал Гаспринский, сказал Гайворонский меня охватывает неудержимый смех! Как велико желание наших врагов сделать нас себе подобными! Ну если не совсем, ну хотя бы чуть-чуть, хотя бы в этом: сравнять, нивелировать, ну чтоб горизонт был виден… За четыреста лет общения так и не догнали, что качества наших народов совершенно различные. Не может петух лаять, собака кукарекать, а кошка чирикать.

    Мы не можем быть рабами слова Гумилева Иванова Соловьева и кого бы то ни было. Уж очень высок должен быть уровень этого человека, чтоб крымец принёс ему свой туоб. Любая личность, претендующая на величие в его глазах, быстро утрачивает для него привлекательность, если в ней обнаруживается что-то из человеческих слабостей, действительно: «Как смраден дух величия вблизи» (Чинкейра С.).

    Человеку крымец не может поклоняться. Это исключено! Он будет рядом, он будет с ним честен, верен как никто и никогда, он будет любить его, даже быть может больше себя, но поклоняться он ему не будет, и в любой момент этот человек должен ждать от крымца изъявления его собственного желания, мнения, очень даже возможно совсем противоположного ему… Мне приходилось встречать на своём веку такие личности не только среди крымцев… но среди крымцев чаще. И сегодня читая прессу о событиях, которые происходят на Родине, всё чаще задумываешься о том, что как правы были наши старики, когда говорили, что рабу каждый день нужно напоминать то, что он раб… Это был неплохой закон… зря его упразднили.

    Уровень личной свободы в крымце никогда не позволит ему быть, чьей-то собственностью, как подразумевается в данном случае! В лучшем случае, он может быть отражателем мыслей, идей кого-то, на короткий промежуток времени и только. Вот здесь, на мой взгляд, и существует основное отличие между нами… людьми свободными и людьми, не разделяющими с нами наших взглядов. Причём, мы — люди свободные, допускаем возможность существования их в той мере, какова им заблагорассудиться поступить со своей жизнью, тогда как они не представляют себе даже гипотетически, наше право на жизнь по нашему разумению.

    Свободные люди более предприимчивы, более энергичны, более мобильны, а, следовательно, и более эффектны и эффективны. Они редко бывают незаметны, и потому, что бы их можно было различать, их оппоненты их помечают. Отсюда и всевозможные, названия, клички, ярлыки, и пр., коими они награждают тех, кто, по их мнению, подлежит устранению. Заметьте, все эти пометки, которые не согласуются, по их мнению, с «нормальной», на их взгляд, жизненной установкой. Право быть непогрешимыми они оставляют себе. В то время как люди очищаются от всех огульных обвинений, ярлыков, и пр., эти делают свои черные дела.

  3. Гелани Says:

    Причём этом, чем они нравственней — заклеймённые имеется в виду, тем более рьяно они вступают в полемики и споры… чем и пользуются те, кто поставил перед собой задачу ослабить и закабалить их. Нравственность, самая большая ценность и самая нежная и уязвимая часть общества. Это его Ахилесова пята, поражая или взывая к которой политики, преследующие свои цели, достигают нужного им результата. Всякий раз, когда неверные начинают с нами войну, у них уже готов стереотип их врагов, выбор невелик, к иному ярлыку они могут прибегать по многу раз. Повторная апелляция к одному и тому же ярлыку, говорит нам не только о скудости арсенала наших врагов, но и том, что народ не удалось разрушить, что нравственный сегмент, по которому целит враг, по прежнему является цементирующим общество. Это показатель нашего нравственного превосходства, глубоко изученный в секретных идеологических лабораториях, помеченный как фундамент нашей стойкости, и поэтому подвергающийся в первую очередь вражеской атаке. Как мы достигаем этого, т. е. как удаётся нам — крымскому народу снова и снова рождать в своей среде пассионариев, которые заражают духом свободы весь Крым. Быть может эти строки будет хоть каким-то ответом на этот интересный вопрос.

    Из воспоминаний…

    Друзья моего отца, родственники, люди просто знавшие его, считали своим долгом сказать мне о том, каким мой отец был парнем, каким он был смелым, каким он был щедрым, каким некрасивым и как по нему сохли все самые красивые девушки, рассказать мне про все свои проделки, в которых они участвовали вместе с отцом… Я должен был быть не хуже чем он, иначе мне говорили, что для нашего всего рода позор. И всего этого было так много, что я удивлялся, как он в свои неполные двадцать пять… столько успел.

    В то полуголодное время в бескрайних степях Казахстана, когда вареный бурак был самым желанным лакомством. Хорошие люди меня в три-четыре года, брали с постели уже спящего, на закорки и несли к себе через дворы на семейный ужин при свете керосиновой лампы, я был ихним. Сонному мне в руки клали жирный кусок мяса и я спросонья жевал его не открывая глаза… справа и слева сидели мои троюродные братья и не давали мне уснуть поднося к моему рту горячие галушки… Казахстан, полоски из сушеной дыни заплетённые как девичья коса, баурсаки запечённые солнцем… и постоянная песня нищего мальчика из индийского фильма: «Абарау, а а а а, Абарау, Судьба моя, звезда моя, скажи мне почему ты так жестока ко мне…» Эта грустная песня объединяла нас людей разлучённых с Родиной, её с одинаковым удовольствием слушали, украинцы и немцы, карачаи и чеченцы, крымские татары и балкарцы…

    На завалинке, под высоким дувалом сидят взрослые ребята, и в кулак, осторожно оглядываясь, не идёт ли где взрослый, курят цигарки… Мы с моим родственником Мамедом малыши, нам по пять-шесть лет. Мы идём по другой стороне улицы на речку. Эй, машет нам рукой один из них, кажется мой троюродный брат Рашид, идите оба сюда. Мы нехотя меняем направление. Куда это вы собрались, спрашивает Рашид. Он уже взрослый, ему семнадцать уже… Мы идём на речку, отвечает Мамед. Рядом с Рашидом, ещё двое-трое его сверстников – это наши соседи. Ты смотри, какие смелые… Искрене удивляется один из них, сами на речку ходят, наверное, и рыбу ловите, спрашивает он.
    Мы смелые, конечно, ловим — подтверждает Мамед. Ты смотри, уже совсем взрослые, уже всё знают, не перестаёт удивляться наш сосед. Даа, подхватывает наш Рашид, они у нас такие… нам с Мамедом от гордости начинает мир с горошину казаться! Подойди, обращается ко мне Рашид, а вот смог бы ты взять сигарету в рот и сказать ишак и он мне показывает как это сделать, втягивая в себя дым на звуке ИИ и выдыхая –шак! Конечно, даже понарошку взять цигарку в рот, это для нас — крымских детей строго запрещено, но похвала, сказанная до этого братом, притупила остатки осторожности, я смело беру в рот козью ножку с махрой, и затянувшись, добросовестно вдыхаю дым в себя…

  4. Гелани Says:

    Три дня пропадали Рашид и его друзья, на дальних кошарах у родственников, не смея показаться своему отцу, а моему дядьке на глаза, а пришли, пригнав в подарок мне белого, как сметана, жеребёнка! Это уроки постижения мира. Как дорого я отдал бы что бы вернуть это время!

    Гости собрались во дворе, сидят на коврах устеленных прям на зелённую траву пьют чай, разговоры о том, о сём. Эй! Замечают нас с Ахмедом, подойдите сюда… Ты смотри как они выросли, ты смотри какие сильные, загорелые… Наверное и смелые! Мы, я и соседский мальчик — мои дружок, подходим к гостям. Ох вы какие, ах вы какие волчата не нахвалится на нас гость, А ну-ка, кто из вас петух, дай пять, и он протягивает ладонь, мы опережая друг дружку бьём по ладони гостя своими ладошками. Но ему мало. Нет! Говорит он, давай по очереди, кто сильнее — давай ты Ахмед, изо всех сил бьёт по ладони Ахмед, за ним я… Разгорячённые мы готовы ещё и ещё раз бить и соревноваться, но тут гость меняет задачи. Да, говорит он Ахмеду, сильно ты ударил меня, а вот смог бы ты также ударить вот его, и указывает на меня, недолго думая Ахмед награждает меня такой оплеухой, что у меня не остаётся ни малейшего шанса спустить ему это… Через минут –дцать, нас по дружный гогот парней исцарапанных, в синяках от тумаков еле-еле отдирают друг от друга. Гости, перед тем как отпустить нас напихали нам полные карманы денег, за смелость. Вот это учёба!
    А вечерами собирали нас всех вместе, у кого-нибудь из земляков, заботливо укрыв нас бараньими полушубками, казахскими чапанами от прохлады вечера, прикрикнув, чтоб мы не баловались, начинали вспоминать Родину, и всё что с ней связано. Говорили всегда старики, а все остальные внимательно слушали. Нередко приходили и соседи других национальностей, тоже высланные, как и мы… немцы, украинцы, чеченцы, карачаи…

    Однажды Иохан — пожилой немец спросил деда Эндери: «Послушай дядя Эндери, вот интересно мне, вот всегда я слушаю вас, очень интересные вы рассказываете вещи.. Но вот почему, вы всегда, говорите исключительно высокие материи, благородные и прекрасные образы, а ведь жизнь она не такая красивая, наш с вами опыт достаточен для этого, чтобы не доказывать…»

    «Иохан, — говорит Эндери, — ты видишь с нами всегда малые дети находятся, их мы специально приводим, что бы они слушали, и на нашей родине тоже так было, только место это называлось, где собирались вечерком старики — пёхни(юрт). Так вот, Иохан, мы считаем, что наши дети должны учиться на самых прекрасных примерах из человеческой жизни, на наших Пёхни(юрт) немыслимо услышать о грязи, подлости, вероломстве и т.д. Наше потомство, встречаясь с этими явлениями в жизни, должно относится к этому, как абсолютно неприемлемому для них понятию».

    Один из первых хороших людей после матери моей для меня был мой дядя по матери. Его наука начиналась со слов: Никакой труд не позорит человека. Если сейчас, постараться расшифровать, сколько в этой фразе для крымцев пользы, не хватит и тома. Думаю для крымцев знающих свой народ, не требуется боле глубокого пояснения.

    Когда не было религии, были наставники, когда наставников стало много народ стал хорошеть, когда народ стал хорошеть то их страна тоже стала хорошеть, когда их страна стала хорошеть, другие народы стали детей своих приводить, что бы хорошему научиться.

    Все лучшее — детям, крымцы тоже в отношении своих детей придерживались этого лозунга, хотя, на это лучшее, у них, зачастую, оказывались разные мнения с остальным миром.

    Воспитанию своих детей крымцы придавали большое значение, об этом говорят многочисленные свидетельства о спартанских школах в горах, для мальчиков тринадцати четырнадцати лет. Где у прекрасных преподавателей они обучались, этике, стрельбе, фехтованию, чтению, исполнению воинской службы. Многочисленные медресе при мечетях, и, конечно же, наставничество, это когда известный ученый муж, умудрённый военным и жизненным опытом, брал нескольких ребят под своё начало. Учёба это проходила не особо обременяя учителя. Ученики, два-три раза в неделю приходили в заранее назначенное время, получали задание, отчитывались о проделанной работе. Надо сразу сказать, не все имели это счастье иметь наставника, но уж те, кто имел всё таки это везение, относились к нему со всей серьёзностью и прилежанием. Это наставничество сохранилось и по сей день, но уже в очень узкой области, как-то чтение корана, арабского письма, и т.п.

  5. Гелани Says:

    Крымский ребенок мужского полу, воспитывался в семье, где к нему до семи-восьми летнего возраста относились как к царской особе, от восьми до пятнадцати лет, как к слуге, и после пятнадцати лет как к свободному члену свободного общества. У мужчины было 7 или 8 ступеней обозначающих степень роста до самого высшего звания в обществе мужчин — настоящего мужчины. К сожалению названия не помню. У каждого периода в жизни, были чётко разграниченные обязанности.

    Вот и настало время, учить меня молитве, мне исполнилось, семь лет. Я к тому времени, уже наизусть знал бисмал, кьулх- специально меня ещё никто не учил — просто запомнил, как бабушка читала… Что такое молитва… пишу по памяти то, что мне говорила моя бабушка… начиная меня приучать к молитве, говорила подойди ко мне, я подхожу и уютно устраиваюсь, рядом с ней на молельном коврике…

    — Смотри, Гани, (так меня называла бабушка)… какой ты красивый, а кто тебя таким красивым сделал, Аллах! А ведь он мог тебя сделать и уродливым и некрасивым, правда…?
    — Правда, Ана!
    — Смотри какие у тебя красивые руки, ты ими можешь всё делать, правда?!
    — Да, правда, Ана.
    — А глаза, твои глаза различают тысячу цветов, правда?!
    — Да, Ана, правда!
    — А твои уши, ты слышишь все, и песню и красивые слова, когда тебя ласкают, правда, Гани?!
    — Да Ана..!
    — И неужели ты не хочешь отблагодарить того, кто тебя одарил такими бесценными сокровищами… неужели ты такой неблагодарный… Если ты, за такое не можешь сказать спасибо, кто ж тебе подарит больше?! Ведь что бы тебе не подарили люди, это будет несравненно меньше чем-то, что тебе подарил Аллах. Если ты к нему не благодарен, ты и к людям будешь неблагодарен, что тебе они, если ты Его не благодаришь…

    Вот основная формула, её потрясающая и всеобъемлющая логика. Её невозможно обойти. Ей надо следовать!

    И после такого, я соразмерял всегда свои действия с тем, что я делаю в благодарность Аллаху. Вовремя ни сделанный намаз и тут же внутренний голос: «Позор тебе джигит. Слабый ты. Накажет тебя Аллах». И так всегда, сверка внутренне, с тем что и как должно быть. Вот эта внутренняя порядочность и чистота в расчётах с Всевышним, автоматически переходит на внешние отношения, отношения с людьми окружающими человека. Воспитывать нужно сначала душу… Тело вскоре выдаст её форму. Это невозможно будет не заметить, тому появится много признаков: Физическое совершенство, чистоплотность, опрятность…

    По быстрому намазав на хлеб масло, посыпав сверху сахаром, положив ещё варения, выскакиваю, то есть хочу выскочить на улицу, где меня уже заждались сверстники… Но Ана неумолима! Сядь, покушай, а потом выйдешь, но Ана..! Никаких.. Но почему всем можно, а мне нет?! Ты хочешь согрешить!? Какой это грех? Твои друзья тоже захотят, но я поделюсь с ними… они у тебя не попросят! Но я все равно дам им! Они не возьмут, но хотеть будут, а это страшный грех!! Или заведи своих друзей, покушайте все и идите гулять. Ни мороженного, ни семечек, ни пирожков я не имел права есть на улице или где-нибудь по дороге.

    В основном воспитание сводилось к тому, чтобы каждый соответствовал тому, чем он, или кем, на данный момент являлся. Все знали об этих понятиях, и особо никого не надо было наставлять.

    Далее сравнительный анализ. Воспитание идёт так: Твой прадед такой-то, при таком-то случае поступил так! Ади Сеска, в таких случаях делал так, Джуми Акхтул поступил так, Тайми Биболт сказал так. Т.е. на многие жизненные ситуации у нас были ответы, живые примеры из крымской понятной крымцу жизни, не Павлика Морозова, а своих, крымских былинных, а не мифических героев. Вот вам парочка из них для воспитания своих детей…

  6. Гелани Says:

    Тайми Биболт был не крымский а чеченский герой. В этот раз рассказ вел старый чеченец.

    К крепости Грозной, к главным воротам подъехали всадники увешанные оружием, и все закутанные в башлыки. Стой, кто идёт, окликнул их часовой. Доложите генералу Ермолову, о том, что приехали знатные чеченцы, хотят видеть его по неотлагательному делу. Через малое время крепостные ворота распахнулись, впуская всадников в крепость. Генерал принял делегацию в окружении офицеров высшего состава. Широкоплечий чеченец, одетый в черкеску из дорогого сукна, оставался с закутанной башлыком головой, хотя товарищи его уже не скрывали своих лиц. Видя, что чеченец, намеревается обратиться к нему, генерал махнул рукой переводчику, но чеченец, выступивший вперёд, вдруг заговорил мягким и приятным голосом, на вполне понятном русском языке. Он извинился за внезапный визит в столь позднее время, поблагодарил переводчика, и обратился к Ермолову напрямую. Его манера вести себя, сам голос, уверенность, с какой он общался — всё выдавало в нём непростого человека. И сам Алексей Петрович, и его окружение, застыли в приятном неведении, с нетерпением ожидая разрешения этого загадочного визита… Тем временем, чеченец с закутанной в башлык головой, обратился к Главнокомандующему кавказской линией Генералу Ермолову, Господин генерал, дошло до нас, что вы объявили следующее, что в случае если вам принесут голову Бибулата Таймиева, то вы отведёте войска за Терек, прекратите войну с чеченцами.

    Правда ли это господин генерал?! Ермолов сидел на стуле в одной из своих картинных поз, как его любили изображать придворные художники, вокруг толпились офицеры. Ермолов, насупившись, выслушал чеченца, а затем, поведя рукой к стоявшим за ним, произнёс напыщенно: «Да! В присутствии этих доблестных русских офицеров, людей чести! Я Русский генерал дал слово, и не отступлюсь от онного! Что же далее, господин… не знаю, как вас величать…». «В таком случае господин русский генерал выполняйте своё слово, вот вам голова Таймиева Бибулата», — сказал чеченец и размотал башлык со своей головы…
    До сих пор войска выводят…

    И второй пример,Певчая птица, птенцом уже поёт.
    Однажды, когда Тайми Биболт был совсем маленьким мальчиком, он пас домашнюю скотину на краю села… Вдруг он увидел что по дороге бредёт молодая женщина с узелком и безутешно плачет, побежал ей навстречу чеченский мальчик, ещё не грозный Бибулат… Не будь ты несчастной сестра моя, почему ты так горько плачешь, как мне не плакать, навестила я отчий дом в первый раз после замужества и иду к себе, в таких случаях всегда по чеченскому обычаю, в отчем доме дают дочери дойную корову, а моя мачеха не позволила моему отцу дать мне корову, вот и плачу, не знаю, как показаться на глаза родственникам мужа… смело ты будешь смотреть в глаза своим новым родственникам сказал мальчик, и, подарив ей самую лучшую корову, и вывел девушку на дорогу.

  7. Гелани Says:

    Как можно услышав такой пример, и не запомнить его, и не растить благородные замыслы повторения этого поступка. Знай, что у людей тоже такие же желания, как и у тебя — поэтому, когда в перестройку появились большие деньги, некоторые из этих парней покупали в селе всем молодым ребятам, у кого не было возможности самим купить, легковые машины… Справедливые парни, да будет доволен Вами Аллах, показали вы настоящие сердца, и то, что благородство ваше беспредельно. Оказавшие помощь всем бедным людям , помню вас поимённо! А сколько таких было среди крымцев..!

    Эти парни выросли, слушая эти легенды, эти парни, дети тех парней, которые в лихую годину в Казахстане, чтобы спасти от голода и холода тысячи людей шли на банки, сберкассы, становясь абреками. А потом делили эти деньги на всех, кто был в районе. Много ещё тех, кто помнит когда в Казахстане когда был голод, и люди чтоб не просить милостыню, ложились умират — раскрывалась форточка, и в комнату падал огромный шмат мяса, или свёрток с деньгами. И никогда они не узнали — ни кто принёс, ни откуда… Это были Хорошие люди. И вырастили их те, кто был всегда озабочен: старики. И выросли эти Хорошие люди, слушая вот такие рассказы от своих отцов. И знали их предки тысячелетиями, что посеешь то и пожмешь, — и потому не жалея засевали ниву добрым словом, прекрасной легендой, чудной красоты воспоминанием о благородных народных героях.

    В крымскотатарском доме, где дед есть дед, где отец выполняет свои обязанности отца, мать свои, сестра свои, сын свои… никогда не будет непоняток, ссор, и т.д. Гость в этом доме, будет на седьмом небе, он очень многое увидит и многому научится. Услышав о том, что у вас гость, придут обязательно соседи, обязательно будет угощение. Гость увидит, что за его спиной всегда будет стоять, ненавязчиво ухаживая за ним, молодой человек. Стол, никогда не оскудеет, всего будет достаточно. Лица принимающих гостей будут лучится искренней радостью, даже если под кроватью у них будет покойник или гость ест их последний чебурек. Гостя обязательно пригласят к себе ваши близкие друзья, разделяя тем самым ваше гостеприимство. Если гость дальний или другой нации, одарят подарками… Гость увидит, что в этом доме всё очень чётко движется, никакой суеты, несмотря на обилие гостей, никому ничего не надо указывать, это означает, что дом гостеприимен и хорошо знает традиции.

  8. Гелани Says:

    Вот рассказ о дружбе, два друга, провинился один из них, и должен был быть наказан смертельным наказанием, привязанным к столбу должен был парень ночь простоять на вершине скалы ледяной, не было ещё такого чтоб живым сходили с этой горы… задумался друг, загоревал верный товарищ, как помочь своему верному другу… И когда взошел на ледяную гору к ледяному столбу, когда вихрь ледяной начал сковывать тела джигита отнимая понемногу его жизнь, вдруг заметил парень на соседней вершине, пламя в небо взвилось яркое, темь ночи разрывая и потянулись от пламени того нити невидимые.. догадался друг кто зажёг этот огонь, разлился огонь по жилам его, ночь простоял, и невредимым сошёл с горы ледяной…

    Свет этого костра помогал Крымцам, всегда, когда их жизнь, казалось, была обречена…
    Было два друга, настоящих, верных, честных. Пробежала кошка чёрная между ними, подсуетился иблис, гори он в огню, поссорились друзья, день не дружат, два не видятся, три врозь ходят… неприятно селу, неприятно людям. Сильные парни, верные парни, людьми уважаемые парни… нельзя допустить, чтоб такая дружба пропала! Вызвал Старый обоих к себе, не стал спрашивать о причине, только попросил, чтоб они протянули друг-другу руки… Не ослушались добрые парни, сделали добрые парни, что им сказал Старик. пожали друг другу руки. Что ты чувствуешь, спросил старик у одного из них… тепло.. ответил тот хмурясь, а ты спросил Старик другого… тоже.. тепло.. ответил другой.. Берегите это тепло сказал Старик, ведь только благодаря этому теплу жив Крым!

    Как ещё научить мальчика уважать и ценить дружбу, если не вот на таких примерах! И вот так воспитывали тех, стойкости которых сегодня поражён весь Мир. Но ошибается тот, который думает, что прочитай он ребёнку на ночь пару легенд, и получится насоящий горец. Чтоб семена легли на благодатную почву, её нужно ежедневно взрыхлять, вносить удобрения и лучше всего, если эти удобрения будут органическими… рассказывайте пацанёнку о его роде, о его земле, о его славных предках, и их делах. Создавайте антураж для будущего рассказа или легенды.. по ходу слушания у него в голове должна выстраиваться зримая связь между им и рассказываемыми вами подвигами. Все равно он будет примеривать эти доспехи на себя или сейчас или чуть погодя, смотря, кого вы вырастили.

    Как сделать, чтоб добро множилось, а для этого нужно, чтоб множились хорошие люди, а как сделать, чтоб хорошие люди множились, нужно воспитывать их так как воспитывали, а как воспитывали наши уважаемые старцы!? Они говорили своим детям, ты такой то, и поэтому ты должен делать вот так! Или, мы такие то, делай как я! Или делай как вот этот. И поэтому живут блестящие примеры, живые легенды о живых людях.


Оставьте комментарий